Михаил Заречный

Невидимая глубина Вселенной

структура реальности и путь человека

Глава 10.

Принципы эволюции и структура Вселенной в целом

(Путешествие по Древу Мира)

 

 

Знание поля и познающего его — это истинное знание.

Бхагавад-гита

 

В мифологии практически всех народов встречается образ мирового Дерева, растущего корнями вверх, в Дух. Это значит, что источником всего является Дух, именно из него рождается все остальное. Крупные ветки мирового Дерева образуют миры, ветки помельче — планеты, а совсем маленькие листики — это наши дела, мысли и чувства. Когда мы празднуем Новый год, мы украшаем елку, вешая на нее игрушки, человечков, зайчиков, орешки и конфетки. Елка выступает как символ мирового Дерева, а то, что на ее ветвях, — его дары нам.

У мирового Дерева есть и корни, растущие вниз, питающиеся энергией Кармы. И у него есть ветви, растущие вверх, к Духу.

У Дерева есть отростки в виде веток познания добра и зла, ведущих в полностью декогерированные миры, обитатели которых произносят бесконечные слова о словах, спорят о словах, устраивают войны из-за слов и концепций. Именно в этих отростках и застревает большинство ныне живущих людей в беге по кругу — по одним и тем же состояниям.

Никто не может сказать, как устроено Древо Мира. Любое существо может сколько угодно прыгать по его прутикам — чувствам, мыслям и картинам мира, сколь угодно долго и «научно» их изучать, но так и не составить картины в целом. Любой может сколько угодно прыгать из воплощения в воплощение по различным его веткам — планетам и мирам, и все равно общий вид Дерева останется невидимым и недосягаемым.

Однако у человеческого существа есть уникальная возможность выйти из бега по кругу, обратив внимание внутрь себя, дополнив восприятие внешних манифестаций Источника Реальности в виде мира материальных объектов его внутренними проявлениями, заключенными в нас самих. Все, что есть во Вселенной, оказывается УЖЕ присутствующим в нас в виде набора всех состояний мира, заключенных в Атмане. Постижение этого внутреннего пространства, наряду с внешним миром, и будет означать путь к истинному знанию и к себе.

Подумайте об этом.

И о том, что все, что вы сейчас восприняли, всего лишь концепция, которую рано или поздно придется отбросить. А потом отбросить и саму привычку полагаться во всем на рассудок, обретая взамен «обладания» знаниями и желанием ублажать чувства ни на чем не основанную способность Быть.

Я слышал об удивительной практике, когда человек много месяцев или даже лет выкладывает из разноцветных песчинок картину, и в тот момент, когда она достигает совершенства, человек одним движением руки смахивает ее.

Отважитесь ли вы поступить так со значимостью для вас знаний, опыта и чувств? Нужно ли этот опыт отбрасывать, и если да, то когда и зачем?

Прежде чем перейти к картине эволюции Вселенной в целом, рассмотрим ресурсы, имеющиеся у системы для изменения своего состояния на каждом из уровней существования.

Как уже говорилось в главе 8, любая матрица плотности может быть разложена на две составляющие. Одна из них отвечает максимально смешанному состоянию, то есть характеризует набор состояний, который система может реализовать. Вторая составляющая матрицы плотности является динамической, посредством этой части система реализует доступные ей состояния. Первая, неизменная, часть представляет «идею» всех доступных системе состояний и форм, вторая «отвечает» за их реализацию и уничтожение в ходе происходящих взаимодействий. Подчеркну еще раз: не следует считать, что статическая и динамическая части матрицы плотности взаимодействуют наподобие двух частиц. Это просто удобное для понимания представление наиболее важных факторов, которые действуют совместно в одном общем пространстве состояний.

Итак, динамическая часть (в дальнейшем мы будем обозначать ее буквой d ) может быть охарактеризована такими словами, как сила, средство, диапазон возможностей, обмен информацией, рождение, уничтожение, изменение состояний. В субъективном аспекте описания это активность, стремление к новому, осведомлённость о вариантах, внимание ко внешнему. В свою очередь, статическая часть матрицы ( s ) характеризует набор возможных состояний и форм, доступных для участников данного пространства событий. Иначе говоря, это набор всех возможных состояний, которые участники процесса могут испытать; применительно к человеку это означает внимание ко внутреннему, - чувствам, ощущениям, эмоциям, интуиции.

Сама матрица ( ds ) в сочетании с законами взаимодействия состояний выступает как средство описания творящего и волевого начала, субъективно выражаемого такими словами, как энергия, воля, побудка, производящий изменения агент.

В результате взаимодействий и сопутствующих им процессов декогеренции образуются структуры, представляющие собой основу для проявления данного пространства событий и генерации нижележащего, они отвечают ещё одному важнейшему фактору. Этим четырем действующим факторам можно сопоставить хорошо известные в эзотерике стихии Огня, Ветра, Воды и Земли (см. рис. 11); при этом совпадение принятых в эзотерике характеристик стихий с тем, что мы получили, исходя из физических соображений, оказывается полным и исчерпывающим.

 

Действующие факторы матрицы плотности и стихии эзотерики

 

Рис. 11

 

Стихия Земли, возникающая на основе образовавшихся в результате декогеренции структур, выступает как основа для проявления некоторого пространства событий. Посредством именно этой стихии создаются структуры, в которых возможно накопление и сохранение полезной информации. Помимо этого, она является ноуменальным источником для нижележащего мира, как это показано на рис. 12. Также, стихия Земли является не только основой, поставляющей строительные «кирпичики», но и средством передачи информации с одного уровня существования на другой. Иначе говоря, Огонь верхнего уровня отражается в Земле, и передаётся на более нижний уровень. А Земля отражается в Огне, и необходимая информация идёт наверх. Конечно, при отражении верхнего уровня нижним происходит уменьшение качества изображения и увеличение числа связей и ограничений, которые присутствуют в нижележащем пространстве событий, однако общие тенденции остаются без изменений. Именно отсюда вытекает великий закон Аналогии : что вверху подобно тому, что внизу, и наоборот.

Стихия Земли, как ноуменальный для нижележащего плана источник описывается набором матриц плотности ? (di' si' ) меньшей (по сравнению с исходной) размерности. То есть каждое пространство событий нижележащего плана генерируется каким-то одним состоянием из множества состояний вышележащего плана, а эти пространства оказываются связанными через взаимодействие с частицей (в общем случае – набору степеней свободы некоторой подсистемы), по которой ведется усреднение. В переводе на разговорный язык это означает, что точно так же, как наше физическое тело состоит из клеточек, все тела человека: физическое, астральное, ментальное и т. д. — являются клеточками соответствующего тела Разума Земли. А Разум Земли является клеточкой в какой-то еще большей надсистеме.

 

Связь пространств событий через редуцируемую степень свободы

 

Рис. 12

 

Теперь мы можем нарисовать схему устройства мира в целом (см. рис. 13), на ней мы выделили столб изменений, соединяющий стихии Ветра, столб Воли, по которому расположены стихии Огня и Земли, и столб состояний, соединяющий стихии Воды. Столб изменений (его также можно назвать столбом Разума) дает средства к развитию, то есть жизнь. Столб Воли инициирует активность, формирует нижележащие пласты реальности и дает импульсы творения их обитателям, столб состояний (его также можно было бы назвать столбом Мистики, или столбом Любви, или столбом Милосердия) дает необходимые для развития состояния и формы. На схеме мы видим четыре ромба, первый из которых отвечает пространству событий мира Брахмана, второй — Буддхи (Атмана), третий — уровню Высшего манаса, четвертый — низшего манаса. Основанием (Землей) последнего пространства событий является физический мир. Эти пространства событий в эзотерике обычно именуются планами Божественной, Духовной, Человеческой и животной души соответственно. Человеческий мозг является проекцией ментала формы и астрала формы в физический мир, чем и обусловлена хорошо известная функциональная асимметрия левого и правого полушарий: левое отвечает за логическое мышление, а правое за образное восприятие, чувства, интуицию.

 

Общая схема планов существования Вселенной

 

Рис. 13

 

Сейчас мы дадим краткую характеристику Древа Мира и действующих на нем факторов , более подробное описание его отдельных элементов будет приведено в последующих главах.

Итак, Абсолют дает толчок, импульс к развитию, «включая» взаимодействие между состояниями. В результате на плане Брахмана возникают две действующие силы, Пуруша и пракрити, а каждое квантовое состояние получает потенциальную возможность стать атомом плана Буддхи и обрести в «личное пользование» Атман.

Другим результатом совместного действия Пуруши и пракрити, согласно ведическим представлениям, является Махат , то есть Божественное Сознание, иногда называемое 3-м Логосом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — это про Махат. Возникновение Махата можно объяснить так: в результате взаимодействия между степенями свободы Брахмана идут процессы де- и рекогеренции, происходит обмен информацией, который и составляет основу Божественного уровня мышления.

Необходимо отметить, что Атман одинаков у всех живых и пока еще неживых в общепринятом значении существ, однако атмы все изначально разные: свойства атм, то есть их способность к изменению своего состояния путем взаимодействия с другими степенями свободы, определяются соответствующей строчкой и столбцом динамической части матрицы плотности; именно в них содержится информация о квантовых корреляциях состояния, которое стало основой для образования данной Атмы, с другими состояниями.

После образования Буддхи каждая из порожденных на этом плане атм начинает, или продолжает начатое в предыдущем цикле эволюции, обучение различению состояний окружения и управляемому взаимодействию с ними , о котором говорилось в предыдущей главе. Чтобы научиться распознавать состояния Буддхи, необходимо спуститься на Высший манас, чтобы научиться распознавать состояния Высшего манаса, необходим низший манас, для различения состояний последнего необходим физический мир. Процесс освоения состояний идет циклически: каждая из атм, достигших в начале пути уровня Высшего манаса, огромное число раз проходит цикл инволюции-эволюции между Высшим манасом и физическим миром, получая для приобретения опыта на каждом из уровней то или иное тело. Нетрудно догадаться, что цикличность связана с необходимостью получение опыта в различных условиях, для чего требуются различные тела, этим условиям соответствующие. Данный цикл развития в эзотерике называется манастическим, от цикла к циклу каждая из атм обретает возможность различения состояний все более и более высоких миров и получает все более и более развитое тело.

Послушайте, как это выразил Джелалэддин Руми:

 

Я был камнем и восстал как трава.

Я умер и снова восстал как зверь.

Я умер как зверь и восстал человеком.

Почему я должен бояться?

С каждой смертью я не становлюсь меньше.

И когда я умру как человек,

Я восстану сияющим ангелом.

Но даже ангелы исчезают

Перед лицом Вечности.

Не погибает Один Бог.

И когда я принесу в жертву

Свою ангельскую сущность,

Я восстану Тем, Кто

Непостижим ни одним умом.

 

Итак, в ходе манастического цикла по мере обретения опыта различения состояний атмы постепенно продвигаются через уровни минерального, растительного, животного и человеческого царств Природы. Отметим, что в ходе этого процесса тело каждой из атм всегда входит в тело какого-либо более развитого существа, то есть другой атмы. Всегда есть кто-то более разумный, кто тебя учит и дает возможность получения нового опыта. Для человека это в основном социум, для атомов — минерал, или тело растения, или тело животного.

На уровне минерального мира атма получает опыт физических взаимодействий, на уровне растений — сенсорики, на уровне животного мира — эмоций. Основных накопителей опыта два, первый из них — индивидуальный , он расположен на Высшем манасе, там накапливается информация обо всех когда-либо полученных в ходе взаимодействий (квантовых) корреляциях. Именно они определяют «карму» той или иной атмы, формируя динамическую часть матрицы плотности данного уровня. Таким образом, вместе с новыми возможными состояниями автоматически появляется средство, дающее потенциальную возможность управления ими. Но чтобы научиться пользоваться этой возможностью, необходимо снова проходить манастический цикл, учась этому в новом теле в новом окружении.

Второй накопитель опыта коллективный , он существует лишь для тех атм, которые пока не умеют распознавать и управлять состояниями физического, астрального и ментального миров. Возможность управления взаимодействием с окружением возникает, когда состояния, которые атма может различать, образуют достаточно полный набор данного уровня. В противном случае вмешиваются неизвестные для атмы факторы, приводящие к ее вхождению именно в то тело, где она имеет возможность получить недостающий опыт. Состояния просто группируются по сходству и подобию, образуя те или иные тела согласно физическим и другим законам. Этот процесс управляем атмой только в части состояний, которые она умеет различать и управляемо с ними взаимодействовать, неуправляемые же взаимодействия как раз и приводят к формированию тела, предназначенного для получения недостающего опыта.

В результате группирования состояний по сходству и подобию атмы, тела которых образуют минеральное, растительное и животное царства, имеют так называемую групповую душу. Иными словами, они входят в более крупное тело физического плана или плана кама-манаса, которое взяла более развитая атма для дальнейшего получения опыта. Например, атом входит в состав биологической клетки, эта клетка — в тело мыши, которое является групповой душой для клеток, мыши образуют популяцию, у которой тоже есть групповая душа на нижнем манасе.

На физическом уровне коллективный опыт накапливается в виде набора тел, в которых возможно получение опыта, на нижнем астрале — в виде возможных эмоциональных состояний, на уровне нижнего ментала — в виде конкретных понятий. Каждый из нас получил тело, созданное не им самим, а бесчисленными поколениями предков, освоил язык, также созданный не им самим, и т. д.

По мере накопления опыта различения состояний и управляемого взаимодействия с окружением происходит индивидуация атмы , в результате этого длительного процесса атма получает индивидуальное тело на нижнем манасе. По ходу этого длительного процесса каждая из атм последовательно проходит три барьера, связанных с обретением способности к различению состояний и управляемому взаимодействию с физическим, астральным и ментальным мирами. Например, растения в какой-то мере уже могут управлять потоками энергии внутри своего физического тела и изменять условия своего существования, но мир эмоций и ментальных состояний для них недоступен. Таким образом, они прошли лишь первый барьер индивидуации. Животные различают и используют эмоциональные состояния и осваивают конкретное мышление — ими пройдены два барьера. Человек использует физическое тело, эмоции, конкретное мышление, таким образом, им пройдены все три барьера индивидуации. Его текущей задачей является овладение Высшим манасом, а перспективными задачами — овладение уровнем Буддхи, а затем и уровнем Божественного Сознания.

У животных, таким образом, еще нет индивидуальной устойчивой души [1] как сохраняющейся от жизни к жизни структуры, в которой накапливается индивидуальный опыт, — у них есть групповая душа, в которой преходящая душа каждого животного играет роль клеточки в общем теле. Достигнув определенного уровня развития, некоторые высшие животные могут обрести индивидуальную душу в ходе жизни.

В обычном же случае те психические структуры на тонких планах, которыми животные обладают, после смерти распадаются на части и перемешиваются с другими, подобно тому, как после смерти физического тела составляющие его атомы идут на строительство чего-то иного.

В результате процесса индивидуации рождается человек , существо с бессмертной душой и зерном Духа. Происходит образование индивидуальной души — структуры, сохраняющей накопленный от жизни к жизни опыт каждого индивида в отдельности. Все происходящее с ним становится частью единого процесса, в центре которого теперь стоит он сам.

Сам человек или кто-либо вокруг едва ли способен заметить момент своего «рождения», однако именно с него начинается идущее от жизни к жизни индивидуальное развитие каждого из людей. У него уже есть Дух и Душа, однако ему необходимо немало сделать, чтобы дать зерну Духа прорасти в себе, и ответственность за это теперь несет только сам человек . Ему необходимо взять ответственность за получаемый опыт, поскольку он теперь индивидуален, и именно он определяет дальнейшую судьбу. И с какого-то момента для успешной эволюции становится необходимым понимать свои задачи и законы развития.

 

— Можно ли сказать что-либо о продолжительности рассмотренного цикла инволюции - эволюции?

— Только ориентировочно, на основании данных, приведенных в древних ведических текстах. Весь цикл — это век Брахмы, продолжительность манастического цикла — день Брахмы, около четырех миллиардов лет. Об этих циклах мы говорили в конце главы 8. Этот цикл не единственный, есть огромное множество других, более слабых, все они накладываются друг на друга.. Например, смена времён года.

— Михаил, что вы можете сказать об эволюционной задаче человека?

— Эволюция представляет собой цепочку звеньев, разрыв в каждом из которых останавливает всю цепь. Задача человека — соединить мир Природы, то есть физический мир и кама-манас, с миром Духа. Это соединение происходит на уровне Высшего манаса, способного как сохранять накопленный индивидуальный опыт, так и быть прослойкой между свободой и необходимостью, побуждением и действием, стремлением к усилению разделенности и тяги к целостности. Таким образом, эволюционной задачей человека является открытие в себе истинного человеческого «Я», расположенного на уровне Высшего манаса. Полноценный и осознанный контакт между миром Природы и миром Богов способен осуществить только человек.

— Будет ли необходимо человеку, или существу, которое из человека получится, физическое тело для дальнейшей эволюции?

— Интересный вопрос, на него можно дать два ответа, исходя из ценностей индивидуального развития и коллективного. С первой позиции, физическое тело необходимо только для освоения состояний кама-манаса, далее оно не нужно. Человек, с этих позиций, превратится в существо, называемое в индуистской традиции рупа-Дэвом, то есть наиболее плотным из его тел будет не физическое, а низшее ментальное. Оно тоже нужно не навсегда, а только для освоения состояний Высшего манаса. Когда это произойдет, человек превратится в арупа-Дэва, а все формы и навыки, которые он наработал, останутся тем, кто идет позади.

С позиций коллективного развития огромную ценность представляет соединение человеком всех уровней мироздания, сотворение одухотворенной материи, соединение Природы и Духа. Физическое тело в этом случае станет храмом Божественного Сознания.

Пример Великих Просветленных показывает, что этот уровень достижим; на мой взгляд, этот пример и является указанием на дальнейший эволюционный путь. Мне представляется, что между этими альтернативами нет глубинного противоречия. У каждого, вероятно, будет возможность выбора, по какому пути идти, - если, конечно, он достигнет уровня, на котором появляется этот выбор.

— Согласно теософским взглядам, Атма рождается из монады, создаваемой во втором Логосе, после присоединения к ней атома атмического уровня. В вашей же схеме она появляется на уровне Буддхи. Вы не могли бы уточнить, где рождается Атма? Что такое монада?

— Монада, в переводе с латыни, означает неделимое целое. Неделимыми являются сами квантовые состояния! Отсюда, если я правильно понимаю теософскую терминологию, термин монада можно соотнести только с одним из чисто-квантовых состояний Брахмана (ЧЗСУ). Как мы говорили в предыдущей главе, вокруг каждого из состояний может образоваться атом Буддхи, связанный с планом ЧЗСУ через частицу, по которой идет редукция. Вот это «личное» ЧЗСУ и есть Атман, однако его возникновение невозможно без возникшего ранее материального носителя Атмана, Буддхи. То, какая именно Атма образуется, и какими свойствами она будет обладать, задается динамической частью матрицы плотности, определяющей все возможности к изменению и взаимодействиям данного состояния. Динамическая часть матрицы плотности — это 2-й Логос. Точнее, некоторое средство описания того, что называют 2-м Логосом.

— Михаил, ваша схема очень напоминает Дерево Сефирот. Вы изучали Каббалу?

— Нет, однако представление о ней имею. Если вы интересуетесь Каббалой, то, сопоставляя приведенную выше схему с Деревом Сефирот, вы можете открыть для себя много нового. Например, понять, что такое загадочный Даат, обнаружить две недостающие в Дереве Сефирот сефиры, составляющие ветер и воду уровня нижнего манаса, уяснить действующие факторы инволюции и эволюции, найти для себя действительно реальные пути восхождения по этому Дереву.

— Какое количество опыта необходимо получить, чтобы могли пройти процессы его рекогеренции? Чем оно измеряется?

— Применительно к животным, растениям, минералам — столько, сколько надо. От них мало что зависит, их развитие происходит автоматически, силами природы. Масштаб времени, особенно для первых стадий, может быть очень велик и исчисляться сотнями миллионов лет. Процесс осознания как рекогеренции опыта применительно к человеку характеризуется тем, что для людей решающую роль начинают играть их собственные целенаправленные усилия. Эти усилия должны быть приложены в нужном направлении — без приобретения знаний, мудрости, заботы о благе других, тяги к красоте и прочих альтруистических побуждений нейтрализация базовых привязок и полярностей невозможна. Соответственно, невозможна рекогеренция опыта и переход на более высокий уровень осознанности. Логика здесь простая: у эго всегда имеются привязки, по крайней мере, к самому себе. Пока они не уравновесятся состояниями, в которых человек совершенно забывает о себе, рекогеренция невозможна. На следующей ступени она становится невозможной и без исследования себя, своих внутренних изменений, эмоциональной и ментальной активности, восприятия.

А как это происходит, и сколько нужно времени и событий — спросите у себя. Вспомните вопрос, который вас ранее мучил, а теперь не волнует, или почти не волнует. К примеру, отношение к вам других. В детстве для большинства из нас отношение других было очень значимо, если кто-то из близких начинал плохо относиться — это было катастрофой! Затем вы все более и более понимали, что всем все равно никогда не угодишь и делать это незачем. Вы стали замечать, что если пытаетесь быть или казаться хорошим, то регулярно проигрываете, в результате у вас портится настроение. Вас качнуло в другую сторону: «Что я, червонец, чтобы всем нравиться?» И это тоже ни к чему хорошему не привело, отношения с людьми все чаще и чаще становились формальными и сухими. И лишь когда вы научились комфортно себя чувствовать и сохранять человечность и в ситуациях, когда вы нравитесь другим, и в ситуациях, когда вы не нравитесь, отношения стали все более и более искренними и теплыми. Естественно, не со всеми, а с теми, с кем это действительно возможно. Это и означает рекогеренцию привязки, получение опыта, шаг к гармонии, а с точки зрения физики — овладение различением некоторого набора состояний и управляемому взаимодействию с ними. Чтобы его совершить, необходимо научиться сохранять человеческое достоинство и комфортно себя чувствовать в пространстве событий, включающем как тезисы, так и антитезисы. Так что если вы боитесь каких-либо ситуаций, знайте: рано или поздно вы научитесь получать от них удовольствие, причем так, чтобы ваше взаимодействие шло на пользу всем участникам. И лучше сделать это раньше, чем позже.

Не следует думать, что вы будете жить миллион лет, и что возможности для развития вам предоставлены навсегда. Каждый из нас является клеточкой в организме Земли и должен соответствовать скорости изменений и задачам этой системы. В противном случае та или иная человеческая душа (соединение атма-Буддхи-манас) может быть уничтожена, и хорошо, если новый цикл ее развития начнется с камня. Что делает хирург с клетками, которые перешли на безудержное потребление и которым уже нет дела до интересов организма?

— На последнем рисунке, иллюстрирующем строение Древа Мира, мы видим 13 действующих факторов. Можно ли им сопоставить тех или иных богов, или какие-либо чакры на теле человека?

— На самом деле основных действующих сил несколько больше. Мы имеем 4 мира, в каждом из которых действуют 4 стихии, отвечающие вершинам ромба, итого 16 узлов. Менее значимым факторам можно сопоставить линии, соединяющие вершины каждого из ромбов, их 4?6=24. Среди них следует отметить 4 линии, соединяющие стихии Ветра и Воды на каждом из планов существования, - им можно сопоставить жизненную энергию (прану) каждого уровня. Помимо этого, важными для эволюции являются шесть линий (по три с каждой стороны), соединяющие стихии ветра и воды различных уровней, именно они обеспечивают интеграцию подсистем в надсистему. Каждому из этих факторов, за исключением находящихся на уровне Брахмана, можно соотнести чакры и их проекции на теле человека. Подробное рассмотрение этого вопроса едва ли имеет смысл вне практических занятий, могу лишь сказать, что наиболее распространённая модель последовательного открытия семи основных чакр, от Муладхары к Сахасраре, имеет мало общего с действительностью.

Этим факторам, а прежде всего вершинам каждого ромба можно сопоставить и богов языческих пантеонов, если понимать под ними действующие принципы. Что мы подразумеваем под принципами?

К примеру, в окружающем нас физическом мире мы видим закономерности, стоящие за ними законы и стоящие за этими законами принципы. То, что вода течет вниз, — закономерность, которая выполняется часто, но не всегда, — в ряде случаев под воздействием тех или иных сил вода может течь вверх. Это движение может быть описано посредством ряда физических законов, в основе которых лежит один принцип — так называемый принцип наименьшего действия. Любому физику хорошо известно, что из этого принципа может быть выведено огромное множество законов механики, гидродинамики и т. д.

Аналогично, каждому узлу схемы может быть сопоставлен некий принцип, роль которого может быть выражена через описание функций, которые он выполняет. Короче других можно описать Дьявола, отвечающего за инволюционные процессы. Он выражает принцип делимости, раскола и трансформации.

Атеисты тоже имеют богов, только называют их иначе, или не называют никак. И отрицают у них качества субъекта. В последние время в России делалось более 2х миллионов абортов в год. Какому богу были принесено в жертву столько жизней – комфорта? Карьеры? Похоти? Страха? Во имя какого бога сотни тысяч людей погибли на дорогах – скорости? Спешки?

— Насколько полна схема, иллюстрирующая строение Древа Мира? Ранее вы упоминали про инфра-миры.

— Любая схема остаётся только схемой, и не может претендовать на исчерпывающую полноту. Например, на приведенной схеме не показан существующий для человека 5-й мир, мир подавленного, мир того, что по разным причинам не пропускается в сознание. Его легко описать в физических терминах как мир квазичастиц, то есть суперпозиционных состояний частицы и дырки. Частица соответствует подавленному, находящемуся вне сознания, а дырка – незанятому состоянию в сознании, которое могла бы занять данная частица. Физикам хорошо известно, что квазичастицы ничуть не менее реальны, чем обычные частицы!

Этот мир также оказывает очень сильное влияние на большинство людей, — во-первых, подавление мыслей и чувств приводит к неконтролируемым выбросам гнева, агрессии, и т. д. Во-вторых, подавленное никуда не девается, оно действует. А поскольку человек не относит его действие к себе, оно переносится на воспринимаемые свойства окружения, в результате чего появляются всевозможные аберрации восприятия. Так, если у человека подавлено чувство страха, окружение предстает перед ним как нечто, постоянно несущее угрозы. В этом мире также можно выделить четыре стихии, которым можно сопоставить так называемые инфра-чакры, большинство из которых расположены на ногах. Этим стихиям можно сопоставить и богов Кощеева царства.

— Таким образом, обычный средний человек воспринимает лишь один пласт реальности из четырех существующих, да и то со всевозможными искажениями?

— Совершенно верно. Именно поэтому мы говорили во второй главе о том, что ему доступна примерно четвертая часть истины.

— Михаил, как вы относитесь к теории Дарвина?

— Теория Дарвина имеет рациональное зерно, но она неполна, так как сосредоточивается на эволюции биологического организма, вне всякой связи с душой и стоящими перед ней задачами.


_____________________

 

[1] Правильнее говорить, что душа имеет то или иное тело, определяемое ее склонностями и привязками. При доминирующих привязках к чувственной жизни (еда, сон, секс, защита и т. д.) человеческая душа может иметь тело животного, наиболее подходящего для удовлетворения этих потребностей.

 

 

*****

 

В следующей главе пойдёт речь пойдёт о природе сознания, его уровнях, и сознании человека

 

Прежде чем перейти к ней, рекомендуем ознакомиться со статьёй

"Этапы развития человека в русских волшебных сказках и слои традиционного общества", которая хорошо дополняет и проясняет материалы последних глав.

 

 

_____________________

 

Вернуться на страничку "Квантовая картина мира, структура реальности, путь человека"

 

 

предыдущая оглавление следующая

 

 

 
Rambler's Top100