Михаил Заречный

Невидимая глубина Вселенной

структура реальности и путь человека

Глава 8.

Тонкие миры, внутреннее пространство сознания и этапы развития человека

 

 

Настоящий мудрец познает мир, не выходя со двора, и ведает истину, не выглядывая в окно.

Лао-цзы

 

 

Итак, в предыдущей главе мы убедились, что квантовая теория предполагает наличие различных уровней реальности, среди которых находится место и так называемым "тонким мирам" . На любом из этих уровней своя степень квантовой запутанности, в нем существуют свои объекты и могут быть свои «обитатели», там может быть характерная только для этого мира метрика пространства-времени. Классическая физика, напротив, может предложить лишь концепцию общего для всех классического мира, существующего в едином пространстве-времени.

Что мы можем сказать об этих «нематериальных» уровнях реальности (т.е. тонких мирах), опираясь на свидетельства мистиков различных традиций?

Рассказ о тонких мирах мне хочется начать со слов, приписываемых китайскому мастеру Цин-юаню [1]: «Когда я еще не начал изучать чань, горы были горами, а реки — реками; когда я начал изучать чань, горы перестали быть горами, а реки — реками; когда я постиг чань, горы снова стали горами, а реки — реками».

Приведу одну из возможных трактовок слов мастера.

Поначалу, в обыденном состоянии ума, ты не сомневаешься в том, что называется горами, а что реками, и кто ты: у тебя есть имя, пол, образование, семья, культура и так далее. Ты даже не задумываешься об этом, а просто находишься в общей понятийной реальности.

В ходе практик ты осознаешь, что имеешь дело исключительно с объектами своего сознания, с откликами твоей памяти и ума на воспринимаемое органами чувств. Для использующих шоковые методы адептов Чань это период великого сомнения: все то, что для тебя было опорой в прежнем восприятии себя и мира, рушится, хаотичные душевные состояния достигают апогея, горы перестают быть горами, а реки — реками. По сути, ты переживаешь смерть себя, смерть своего «Я». Однако вслед за смертью следует «великое пробуждение» [2], обретение нового себя и способности воспринимать мир напрямую, уже без посредничества вербальных и понятийных структур. По мере обнаружения этого нового себя горы снова становятся горами, а реки — реками. Они становятся частью тебя, а ты — их частью. С этой поры ты уже неотделим от них.

Мы начали с этой притчи по очень простой причине. Информацию о «тонких мирах» нельзя рассматривать в отрыве от качества той «оптики», через которую человек воспринимает мир . Полки книжных магазинов и Интернет завалены писаниями всевозможных ясновидцев, экстрасенсов и контактеров. В какой степени им можно доверять?

Рассмотрим типичные этапы , которые проходит современный человек на пути к «великому пробуждению».

В ходе взросления каждый из нас вначале осознает себя как тело, потом — как эмоции, затем — как мысль . Чтобы раскрыть в себе способности мыслящего существа, человеку необходимо получить образование, ему необходимы книги, педагоги, учителя. Вопрос о познании себя на этом этапе практически не стоит, он понимается лишь как овладение эффективными способами манипуляции своим состоянием, расширение интеллектуальных и физических возможностей, освоение новых навыков и ролей.

Чтобы сделать следующий шаг, человеку необходимо погрузиться в мир творчества, открыть в себе спонтанность, способность к импровизации, включить в свою жизнь жизнь тела, поучиться у музыкантов, поэтов, художников, танцоров... Очень желательно найти дело в жизни, в котором человек стремится к совершенству. Это может быть и приготовление еды, и воспитание детей, и стремление создать шедевр... Должна быть правильная цель — то есть такая, стремление к которой интегрирует человека, собирает в нем прежде раздробленные части, открывает новое. Можно, к примеру, заниматься йогой, тай-цзи, танцами и т. п., — но если вы занимаетесь этим ради того, чтобы похудеть, поправить здоровье, хорошо выглядеть или восстановиться, это оставит вас в нуждах эго и не даст роста по вертикали. Неизмеримо лучше, если ваше внимание будет направлено на постижение самого предмета, без всякой мысли о результате. Вы занимаетесь каким-либо искусством просто потому, что вам интересен сам процесс овладения им.

Это этап обретения гармонии . Что такое гармония? Лучшие, на мой взгляд, ответы высечены на храме Аполлона в Дельфах: «Ничего сверх меры» и «Познай себя». Это значит — никакой однобокости, все должно быть соразмерно. Если в тебе ярко выражено какое-либо качество, посмотри, присутствует ли противоположное, можешь ли ты комфортно для себя и без вреда для окружающих его проявлять? Любишь брать — а любишь ли отдавать? Хочешь, чтобы любили тебя, — а способен ли любить сам? Хочешь, чтобы ты был главным, а как тебе, когда главный другой? Если нет — имей в виду, именно это качество необходимо сначала открыть в себе, а позже достичь возможности его суперпозиции с противоположным. Только после этого активность и восприимчивость, любовь и строгость, щедрость и бережливость, твёрдость и гибкость, а также другие взаимоисключающие прежде качества, начнут проявляться спонтанно, легко, и к месту.

На этом этапе человеку необходимо гармонизировать эмоции, ум и тело, для этого необходимо взять эмоции под контроль. Речь идет не о контроле, запрещающем выражение тех или иных эмоций и прерывающем их естественный ход! Речь об умении ума направлять энергию эмоций в нужную сторону и найти адекватную форму их выражения. Важно также взять на себя ответственность за результат, то есть прийти к пониманию, что все несчастья в своей жизни ты творишь только сам. Стремление к контролю должно уступить дорогу спокойствию, стремлению раскрывать в контактах себя и других, тяга к личному удовлетворению — чувству благодарности и радости, которое ты можешь разделить с другими; страх — умиротворению и интересу к происходящему.

А что значит «Познай себя»? Себя ведь можно познавать и как тело, и как нервную систему, и как селезенку, и как набор фантазий, снов, комплексов или способностей к тем или иным наслаждениям. Отвечая на этот вопрос, нельзя обойтись без некоторой матрицы целей и смыслов, в зависимости от которой человек даст тот или иной ответ. Этот ответ может быть заблуждением, а может быть искоркой истинной веры, из которой в дальнейшем прорастет Знание, в том числе и знание другого себя и других миров.

Вот почему в успешном прохождении этого этапа очень велика роль мировоззрения, без которого невозможна как правильная интерпретация получаемого по ходу жизни опыта, так и постановка новых задач. Именно на этой стадии человека начинают интересовать вечные проклятые вопросы о мире, судьбе, жизни и смерти, своем предназначении, о том, кто он такой на самом деле. Возникновение подобных вопросов и реальные попытки найти на них ответ и является, на мой взгляд, самый надежным признаком зрелости человека. Парадокс в том, что чужие ответы почти не имеют ценности... Именно на этом этапе возникает самобытность, у человека появляются личная философия, личное мировоззрение, личные, то есть работающие только у него, «прихваты» и методы.

Эту ступень проходят уже немногие люди, процентов 10?15, не более. А в крупных городах, где уклад жизни не способствует гармоничному развитию, и того меньше. Основная причина столь плачевного положения обусловлена, на наш взгляд, потерей доминирующей частью западной цивилизации подлинных целей и смыслов человеческого существования. Причин этому много, некоторые из них будут рассмотрены в последней главе.

Чтобы сделать следующий шаг , человеку необходимо столкнуться с задачами, которые не имеют очевидного решения, наподобие «коанов» — загадок без разгадок, с которыми имеют дело адепты Чань. Столкнувшись с нерешаемым вопросом (к примеру, при решении научной или практической задачи, создании шедевра, налаживании отношений с другими, в спорте) и перебрав все мыслимые варианты, человек рано или поздно убеждается — решения нет. Один в этой ситуации сдается, другой, ни на что не надеясь и не требуя никаких гарантий, продолжает идти вперед... И в какой-то момент решение само приходит к нему, словно включается свет и ясно освещает то, что он искал...

Человек на этой стадии продвигается вперед за счет создаваемого им самим. Именно здесь проходит рубеж, когда общая дорога заканчивается, а готовые рецепты теряют ценность. Остаются лишь вехи, которые оставили нам прошедшие ранее.

На этом шаге становятся важными мотивы занятий — эгоистические ценности типа личного совершенствования в целях зарабатывания денег или получения преимущества перед другими, управления ими как безликой массой оставляют человека на прежнем уровне развитого в той или иной степени эго. А мотивы создания вокруг себя мира радости, счастья, доброты и красоты позволяют идти далее и открыть совсем другое «Я», глубинное и истинное. И суть этого «Я» — не в осознавании, то есть в вечном стремлении что-то понять, а в присущей ему изначально осознанности.

Этот шаг — обнаружение в себе другого «Я» — делают уже совсем немногие. На этом уровне ты становишься способен находиться не только в мыслях или чувствах, но и в происходящем Здесь и Сейчас. Не отслеживать происходящее, думая о нем, как это делает человек ума, а пребывать в нем, как в своем доме, доверяя происходящему и ни о чем без нужды не заботясь.

Это другое «Я» сопряжено с вниманием особого рода , которое не требует усилий, — наоборот, где-то внутри себя ты теперь всегда чувствуешь расслабленность и покой. И если раньше внимание могло отслеживать несколько процессов только путем быстрых переключений между ними, теперь оно стало параллельным: к примеру, сейчас я стою, разговариваю с вами, наслаждаюсь видом из окна, чувствую свое дыхание, ощущения от контакта ног с полом, бегающие струйки энергии и силовые линии по объему тела. Все это чувствуется одновременно и без напряжения!

На этом этапе у человека возникает внутреннее пространство сознания, где теперь находится значительная часть его внимания. Поначалу он имеет дело со смутными ощущениями в теле, затем начинает ощущать тяги – линии связи между основными суставами. Тяги обеспечивают согласованное движение всего тела, но не только это. Они составляют каркас, который субъективно воспринимается как ещё одно тело, которое как бы помещено внутри «скафандра» – физического тела. Какие-то части этого второго тела могут выходить за пределы физического, при желании – на весьма приличное расстояние. Это внутреннее пространство состоит из ощущаемых потоков энергии, силовых линий, пересекающихся плоскостей, линий связи между частями тела, - тяг, восьмёрок, осей, вихрей. С некоторыми оговорками на неоднозначность термина, эти вихри можно назвать чакрами.

Практически с момента появления первых проявлений внутреннего пространства становятся интересны очень простые вещи — сидеть, лежать, ходить... Оказывается, что это пространство устроено наподобие Вселенной, в нём есть рождение, развитие и уничтожение, происходящие в этом пространстве толчки и взрывы сменяются периодами относительного покоя. И в какой-то момент становится ясно, что изучая себя, ты изучаешь принципы организации Вселенной!

Как результат работы в этом пространстве, каждое движение, каждый вдох, каждое действие или каждый жест постепенно становятся неповторимыми и уникальными. Человек начинает их творить, переставая следовать существовавшим в нем реакциям и стереотипам. Интерес смещается от подлежащего «освоению» объективного мира, к себе, творящему свое существование. Бытие перестает восприниматься как набор жизненных ситуаций, а становится постоянным становлением . Именно на этом этапе становится понятным, что такое обращенность внутрь себя, называемая в восьмиступенчатой йоге пратьяхарой — ты находишься в непрерывном внутреннем усилии делания себя, а на окружающее обращаешь столько внимания, сколько оно заслуживает. Это пространство открыто для совершенствования и бесконечно чем-то удивляет...

Когда оно появляется, внешние обстоятельства перестают играть главенствующую роль. А поначалу ты просто стараешься не терять его из виду. Видимые другими действия все чаще становятся следствием твоих усилий в этом внутреннем пространстве.

Так и возникает постоянно творимый Путь... И Воля — не как упрямство, а как способность к непрерывному внутреннему усилию, также возникает на этой стадии. Ты ясно понимаешь: то, что ранее казалось неповторимой субъективной жизнью, составлял лишь набор пристрастий, отторжений и других предсказуемых реакций эго на происходящее. Одна из подобных реакций часто выражает уверенность: «Я уже в курсе, что значит духовное развитие. И нахожусь на пути, своем собственном», — а на деле еще нет никакого пути, в лучшем случае идет его поиск.

Теперь человеку легко увидеть, как в восприятие активно вмешивается память [3], и в какой-то момент становится совершенно ясно, что, даже когда ты спокойно любуешься на пруд с утками, ты взаимодействуешь не с реальностью, а с памятью о ней, и имеешь дело исключительно с объектами в своем сознании. Теперь ты понимаешь, что реальность совершенно неотличима от твоих собственных реакций на нее и насквозь переплетена с ними.

Тип внимания, необходимый для реализации этой стадии развития, нужно взращивать, и это делается только путем постоянных внутренних усилий, предпринятых в правильном направлении. Не верьте тем, кто говорит, будто его можно достичь путем каких-либо манипуляций «мастера» или потоком каких-либо «энергий», исходящих от прибора, «космоса» или человека. И тем, кто утверждает, что для контакта с Небом необходимы посредники в виде представителей той или иной конфессии. Нужно просто заниматься тем, что интересно этой нашей божественной составляющей.

Открытие в себе этого «Я», издавна называвшегося на Руси Азом, и есть истинно человеческий уровень, к которому должен стремиться каждый — которого достигают, увы, мизерные доли процента наших современников.

Только начиная с этого уровня человек может получить более-менее адекватное представление о себе и мире, включая понимание устройства тонких миров.Точнее, теперь он имеет не только те или иные представления о мире посредством совокупности понятий и концепций, как это было на предыдущих стадиях, а непосредственное — хоть и ограниченное — Знание о нем.

Это Знание постепенно приходит изнутри — поначалу как набор состояний. Например, ты ясно ощущаешь сердцевину в себе, — словно ты находишься между верхом и низом, передом и задом, правым и левым... Или попадаешь во сне в состояния, в которых знаешь Все. К примеру, тебе снится прекрасный сад, в котором чувствуешь запах каждого цветочка в отдельности и всех их вместе, видишь каждый листочек и дерево со всех сторон сразу и изнутри и знаешь про них абсолютно Все — и как зовут это растение, и для чего оно, и сколько ему лет, и как оно росло... Или садишься на пенек в лесу, смотришь в безмолвии на какую-нибудь травинку или букашку, и приходит знание о ее жизни, понимание, кого она любит и кому помогает, и кто любит ее...

А затем приходят видения, в которых перед человеком ставятся те или иные задачи или открываются непосредственные Знания о мире, — в зависимости от того, какой вопрос человека действительно занимает. Речь уже идет не только о сновидениях. Под конец освоения этой стадии возникает возможность проходить границу яви и сна осознанно, явь и сон сливаются в единое пространство. Подобные видения имеют величайшую субъективную убедительность, они сильно облагораживают человека и часто формируют его дальнейший жизненный путь.

Это и есть уровень, называемый индуистами Высшим манасом, а в русских волшебных сказках — серебряным царством. Овладение им — длительный процесс, на котором имеются несколько важных рубежей, на них мы сейчас останавливаться не будем.

Рассказать о следующих стадиях развертывания сознания, ориентируясь, в том числе, на личный опыт, я уже не могу — далее мы будем опираться на вехи и указания, оставленные теми, кто прошел дальше.

На следующем этапе в результате огромной внутренней работы происходит исчезновение подсознания и вытекающих из него обусловленных прошлым реакций, человек обретает Цельность. Это уровень реализованного Мастера. Человек осознает себя не просто вниманием, а пространством, в которое погружен весь мир. Ты начинаешь понимать, что твоя былая отождествленность случайна, твоя суть — это чистое, ничем не занятое сознание, которое может отождествиться с чем угодно — хоть с камнем, хоть с человеком, хоть с морской свинкой. Это уровень Буддхи, или золотое царство русских волшебных сказок. Поскольку мир теперь воспринимается не в форме, а в содержании и единстве, именно здесь и начинается подлинное обучение.

Наконец, достигнув плана Брахмана (изумрудного царства русских сказок), ты начинаешь воспринимать мир как себя и знать его как себя, между вами исчезло противопоставление, исчезла граница между наблюдателем и наблюдаемым, исчез наблюдатель. Внешний мир становится частью внутреннего, внутренний — частью внешнего, и все это переживается как Единое.

И все становится на свои места. Ты познаешь не только то, что мир нереален, но в то же время и то, что мир реален. Горы вновь становятся горами, а реки — реками. Теперь в восприятии нет слепых пятен, собственных проекций и других искажений, человеку незачем обманывать ни себя, ни других. Подобные описания, сделанные представителями разных традиций в различные эпохи, по своему содержанию почти идентичны — их искажают только многочисленные толкователи и интерпретаторы.

Напротив, описания контактеров, наркоманов и т. д. расходятся между собой. Это связано с тем, что все они воспринимают тонкие миры лишь опосредовано через свои мысли, чувства и ощущения, не имеют собственной воли и картины в целом и не способны отличить реальность от привнесенного ими. Кроме того, осознаем мы это или нет, мы всегда имеем дело с посредниками в ходе получения информации о слоях мира, где мы не осознаны. Контактеры и наркоманы обычно имеют посредников с астрального плана, цели этих посредников далеко не всегда бывают чисты, а уровень знания никогда не бывает полным.

Сейчас мы кратко опишем планы бытия , включая тонкие миры, пользуясь преимущественно терминами индо-буддистской традиции, как наиболее распространенной. Данной теме посвящено достаточно много литературы, — однако будет лучше, если вы найдете первоисточники, а не ограничитесь книгами современных авторов с поверхностным переложением или литературой сектантского характера.

Вместе с тем, отметим: одного и стандартного описания не существует, оно меняется в зависимости от культурной среды, личного опыта писавшего и поставленных задач. Перед нами также стоят вполне определенные задачи, поэтому приведенное ниже описание будет в некоторых моментах отличаться от традиционных.

На рис. 10 представлена схема уровней существования в виде энергетического спектра, каждая из полос (изображенных в виде набора линий-состояний) которого отвечает определенному плану существования. Там же показаны действующие составляющие каждого из планов, о которых пойдет речь далее.

 

Энергетический спектр уровней существования

Рис. 10

 

Первый план, который мы рассмотрим, — физический , он характеризуется смешанными состояниями с минимальной степенью запутанности. Энергии взаимодействия и их плотность в физическом мире наиболее высокие, его обитатели воспринимают друг друга как локальные объекты.

Физический план кажется просто крошечным по числу состояний по сравнению с другими, однако именно здесь в ходе происходящих взаимодействий образуется большая часть новых корреляций между частями системы и новые состояния. Любые взаимодействия посредством обмена энергией являются классическими, однако их результатом является не только декогеренция, но и запутывание с окружением, вследствие чего появляются новые нелокальные квантовые корреляции. Например, если до взаимодействия каждая из частиц характеризовалась матрицей плотности 2 х 2, то после их взаимодействия пространство состояний будет характеризоваться матрицей 4 х 4. А если произойдет еще одна реакция с любой из частиц этой пары, то пространство состояний станет 8 х 8.

Таким образом, развитие Универсума во многом является результатом взаимодействий, идущих на физическом плане.

Физический уровень имеет эфирный подплан , который обеспечивает энергию и информацию, необходимые для поддержания физического, а также обеспечивает существование сенсорики.Этот подплан уже можно отнести к тонким мирам. Наука в последнее время начинает активно интересоваться эфирным планом, регистрируя те или иные его проявления. Одним из косвенных методов наблюдения этого плана является газоразрядная индикация в высокочастотном поле, более известная как эффект Кирлиан [4].

Эфирное тело человека локализовано непосредственно в физическом теле, область его распространения за пределы физического обычно не превышает десятка сантиметров. Характерные энергии взаимодействия на этом плане уже настолько низки, что обнаруживаются только очень чувствительными устройствами.

Вслед за физическим идет астрально-ментальный план, или низший манас.

На этом плане имеются две составляющие — низший астрал и низший ментал. Степень запутанности на этом плане много выше, а плотность энергии значительно ниже, чем на эфирно-физическом.

Низший астрал — основа и проводник всех состояний, воспринимаемых человеком и животными как эмоции, страсти, образы, волнения, желания, связанные с тем или иным конкретным объектом. Этот слой обеспечивает ту сторону нашей природы, которую можно назвать «чувствующей»; на санскрите она называется «кама». На Западе же для этого слоя закрепилось название «астрального» вследствие наблюдаемого некоторыми видящими свойства этой ауры человека светиться в темноте.

Низший ментал образуют тела мыслей, понятий, категорий, отвечающих рассудку и памяти. Это уровень мышления в представлениях и конкретных формах, его можно уподобить классическому компьютеру, для работы которого требуется знание фактов и логики, описывающей связи между ними. Мышление на этом уровне неразрывно связано с чувствами, поэтому в индуистской литературе за ним закрепилось название кама-манас . Мышление на уровне нижнего ментала охватывает лишь одну сторону явления, оно практически не способно выходить за рамки полярностей и оппозиций, таких как добро-зло, жизнь-смерть, враг-друг, строгость-доброта, материализм-идеализм. Точнее, именно мышление этого уровня и создаёт данные оппозиции.

Тело-проводник на уровень низшего манаса наиболее известно под названием низшего ментального. Это тело, так же как и физическое, преходящее, от жизни к жизни человек развивает его заново.

Вслед за планом низшего манаса идет уровень Высшего манаса. Если характеризовать его коротко – это мир Правды, как она есть. Это то, что связывает мир внешний и мир внутренний. На нём также имеются две составляющие, два рабочих средства — высший астрал и высший ментал. На этом уровне, называемом индуистами «арупа» (бесформенный), существуют первообразы, идеи, связи между состояниями. Приходя из этого мира, абстрактные идеи проявляются на низших планах в виде набора всевозможных материальных форм — носителей и переносчиков классической информации.

Высший астрал обеспечивает эмоциональные состояния, которые не имеют в своей основе стремления чем-либо обладать, это высокие состояния человеческого Духа, характеризуемые словами красота, радость, справедливость, достоинство, человечность и т.д. На этом уровне ты воспринимаешь не только свои эмоции, но и эмоции и состояния партнёра по взаимодействию, и чувствуешь их как свои. Именно на этом уровне возникает необусловленная привязками к объекту влечения любовь, именно отсюда берет начало мудрая и бескорыстная забота о других... Мир перестает казаться набором изолированных объектов — он предстает как гармоничное целое, частью которого человек себя ощущает. При этом и он сам, и другие части этого целого служат для раскрытия друг друга и помощи друг другу...

Высший ментал отвечает высшему разуму человека, его душе, интуиции, совести.

Освоение тонкости и глубины мысли, интуиции позволяет ему быть творцом принципиально новых конструкций, связей и понятий. Именно на этом уровне возникает возможность прямого знания и способности к охвату множества сторон происходящего, о которой шла речь выше. Именно здесь становится возможным полноценное и эффективное сотрудничество ума с телом, эмоциями, инстинктами, в результате которого формируется единое целое – Разум.

Если в привычном для нас физическом мире информация всегда имеет тот или иной материальный носитель, на уровне Высшего манаса начинается активное использование квантовой информации, обмен которой может происходить без использования промежуточного материального носителя, такого как звук, свет, электрические сигналы и т. д. Эта информация записана во всей системе в целом и любой ее части и может быть описана посредством величин, определяющих вероятности различных состояний. Однако для использования этой информации нужны классические взаимодействия — например, прежде чем понять травинку или человека, тебе нужно на них посмотреть, в полном безмолвии и забыв обо всем. То есть, если на предыдущем уровне процесс осознания требовал знания конкретных фактов и связывающей их логики в виде тех или иных закономерностей, здесь появляется осознанность как таковая, основанная, по всей видимости, на считывании нелокальной квантовой информации. Ты просто Знаешь: это так, потому что это так. И это Знание не одностороннее, а параллельное, оно одновременно охватывает множество сторон какого-либо явления. Оно не полно — например, мысли другого человека тебе не доступны, однако ответы на вопросы, врет он или говорит правду, стоит ли с ним иметь дело, чем он на деле живет и т. д., становятся очевидными.

Если не знать КМ, это очень трудный для понимания план. Опытные эзотерики определяют его как [5] «множество ментальных состояний и возможностей ментальных состояний, связанных тем, что называется памятью; причем это множество имеет собственное существование, не связанное ни с одним из его отдельных состояний или идей». Переводя это описание на язык квантовой физики, мы можем заключить, что Высший манас представляет собой квазизамкнутую квантовую систему, в процессе декогеренции которой могут проявляться отдельные состояния или идеи. При этом данная система имеет свое собственное существование вне зависимости от того, какие состояния проявились из нее в ходе процесса декогеренции.

Название тела - проводника на высший ментальный план хорошо известно всем — это человеческая Душа. Она, в отличие от тел физического и астрального уровней, образует вместе с более высокими телами бессмертное начало человека, сохраняющееся от жизни к жизни. В этом теле человека заключены его склонности, ценности, предпочтения и причины происходящих в жизни человека сюжетов — все то, что определяет его поступки в жизни, поэтому в теософской литературе оно получило название каузального [6].

Не лишним будет добавить, что будущее состояние человека и его кармический удел зависят от того, тяготеет ли Высший манас вниз к кама-манасу, или выше — к Буддхи.

Следующий план имеет название буддхического, он интересен прежде всего тем, что является материальным носителем более высокого атмического плана.

Атмическое тело , или Атман, или Божественная Душа, — это истинный субъект в человеке, это его божественное «Я». Атман — свободный, безупречный и не имеющий свойств единственный свидетель всех переживаемых нами изменений. Происходящее на иных планах бытия отражается в Атмане, словно в зеркале. На этом плане мы становимся сердцем и центром всякого бытия, всего, что есть. А между Атманом и тем «Я», с которым вы привыкли себя отождествлять, лежат все объекты нашего сознания, которые мы привыкли считать окружающим миром.

На Буддхи основе, носителе атмического плана происходит деление Единого на субъект и объект, здесь появляется самоосознание. Соответственно, основные функции плана Буддхи – это воля и распознавание.

Единое на Буддхи совсем близко. На нем все воспринимается не в форме, а в содержании, мы способны воспринимать одновременно и слияние, и обособление. Мистики сходятся на том, что это состояние невыразимого блаженства, совмещающее и Единство, и Индивидуальность, почти не поддается описанию. На этом плане мы одновременно являемся и самими собой, и Всем, что есть. На нем прошлое, настоящее и будущее присутствуют одновременно.

Данный план воспринимается человеком посредством буддхического тела (Буддхи), называемого также Духовной Душой, проводником чистого Мирового Духа.

На плане Буддхи человек оказывается напрямую подключенным к Мировому Разуму — он может получить немедленный ответ на любые встающие перед ним вопросы, увидеть все связи, все причины, все следствия, и это видение происходит одновременно и развивается сразу во всех возможных направлениях. Говоря языком квантовой физики, Буддхи представляет собой нелокальную квантовую систему, использование которой в качестве квантового компьютера с невообразимыми возможностями становится доступно человеку на некотором этапе его развития. Вот что говорит Плотин [7] об этом плане: «Там каждый видит себя в других. Все прозрачно. Ничего непроницаемого, мутного нет, и свет встречается со светом. Все — повсюду и все во всем. Каждая вещь — это все вещи. Солнце — это все звезды, а каждая звезда в отдельности заключает все звезды и солнце».

Буддхи, как и высшее ментальное тело, является составляющей частью сохраняющегося от жизни к жизни начала человека. Буддхи — это Христос и Будда, что пробуждаются в сердце человека, после чего он становится посвященным. Если голос низшего манаса, очень близкого к чувственной сфере, мы воспринимаем как «хочу», голос Высшего манаса слышится большинству из нас как ощущение правильности, то голос Буддхи воспринимается нами как голос сердца, как зов, как ощущение сродства чему-то или кому-то.

Буддхи и Высшее ментальное тело — это то, что мы должны создать сами, своими усилиями. По сути, все нижележащие тела человека создаются природой и обществом, — нашей заслуги нет ни в генах, доставшихся нам от бесчисленных поколений предков, ни в образовании, которое дало нам общество. Конечно, в некотором смысле у нас уже есть и человеческая, и духовная Душа — но только в том смысле, в каком у маленького ребенка есть ум, абстрактное мышление. Есть только потенция, возможность, которую необходимо развить.

Через буддхический уровень человеком воспринимается его предназначение, на этом плане формируются основные сюжеты его жизни, без подробностей, которые появляются и обретают конкретный вид на нижележащих планах.

Это очень напоминает ситуацию в экспериментальной физике высоких энергий, когда большая группа исследователей месяцы, а то и годы разрабатывает идею, затем ищет средства, далее уже другая группа людей готовит аппаратуру и длительное время моделирует на компьютере работу установки, стараясь учесть все возможные процессы и подготовиться к любым неожиданностям. И только после всего этого исследователи получают время на ускорителе и проводят эксперимент. Время на пучке частиц дорого, очень дорого! Его никогда не хватает всем желающим.

После этого установка разбирается, ее части, если возможно, идут на новые проекты.

В ходе самого эксперимента в память компьютеров записываются данные от всех регистрирующих частицы детекторов, при этом число зарегистрированных частиц огромно. Иногда это тонны DVD -дисков! Затем, в ходе обработки, это гигантское количество информации начинает приобретать все более и более компактный и ясный вид. Данные о деталях, которые уже не нужны, стираются. Результат предстает в виде какой-либо величины, соотношения или формулы. А потом пишутся статьи, идущие на «вечное» хранение в библиотеки, и теперь любой желающий может воспользоваться полученными результатами или методическим опытом.

Иначе говоря, любое событие очень тщательно готовится: зов к творению возникает на буддхическом плане, общая идея – на Высшем манасе, а на уровне нижнего манаса проект приобретает все более и более конкретные очертания. В конце концов, замысел доходит до физического уровня и реализуется там. После этого то ценное, что было получено, постепенно идет на верхние уровни, «разуплотняясь» в обратном порядке. А в случае успеха какая-либо находка идет в тираж и воспроизводится во множестве экземпляров на физическом плане существования.

Чем выше уровень, тем меньше на нем энергии взаимодействия, но тем дольше сохраняется информация. Если на физическом уровне информация о положении и скорости всех молекул в этой комнате исчезает за крошечные доли секунды, на эфирном и астральном планах структуры без энергетической подпитки с физического уровня распадаются в течение нескольких дней [8], то в Абсолюте информация хранится Вечность, ей там просто некуда исчезать, там нет взаимодействий. Только попадает туда на «хранение» далеко не всё!

Второй составляющей буддхического плана является Разум Земли , который соединяет вместе тела всех живущих на земле существ. Атмические, ментальные и другие тела всех живущих на Земле существ являются клеточками соответствующих тел Разума Земли.

Выше буддхического расположен план Брахмана (он может называться и атмическим планом, и прототипным миром) , который [9] отвечает уровню чистого запутанного состояния Универсума (ЧЗСУ) , он абсолютно безличен. Это единственная Абсолютная Реальность — как мы уже говорили, любые структуры на всех других планах бытия, кроме Абсолюта, не имеют автономного существования. Они не существуют друг без друга и вне ЧЗСУ, у них взаимозависимое происхождение .

На этом уровне нет массы, энергии, пространства и времени, в нем нет ничего, что имело бы отношение к классической физике. Источник Реальности невидим и познаваем только в творениях своих, про это суперпозиционное состояние до измерений ничего сказать нельзя в принципе. Брахман не имеет форм, и в то же время он является источником и творцом всех существующих структур и форм.

По ряду причин план Брахмана почти недоступен современному человеку. И даже если мистик в ходе йогических или иных практик попадает на этот уровень, все равно ему сказать другим совершенно нечего — там нет субъекта, нет объекта, есть только свидетельствование единственной Реальности Себя. Это состояние можно пережить, однако ничего сказать о нем нельзя, единственно возможным ответом о нем является молчание, ибо ни одно состояние, ни одно переживание Брахманом не является. Это Реальность, которая есть во всем, но ничто ее не касается и ничто ею не является.

В то же время Брахман объемлет все пласты реальности, все слои бытия, все они исходят от него и замыкаются на нем, подобно волнам, которые поднимаются из океана, а затем растворяются в нем. Безмерный невозмутимый океан, на бескрайней поверхности которого возникают и исчезают волны, и является классическим образом Брахмана.

На этом уровне нет и не может быть личности, не может быть человека.

Одно из великих ведических изречений гласит: «Атман есть Брахман». Все то, что есть в мире, есть в нас самих. На языке КМ это понять нетрудно: в любой частичке мироздания, которую мы называли комплексом в главе 7, на любом из планов бытия в скрытом виде содержится и план Брахмана! Содержащийся внутри нас Брахман и есть Атман! [10]. Переживание тождества Атмана и Брахмана, по утверждению ряда школ, и есть полное и окончательное Знание.

В некоторых ветвях ведической традиции выделяют также уровень Парабрахмана , который, согласно описаниям, находится над всем и в то же время во всем. Парабрахман, на наш взгляд, можно сопоставить метасистеме, то есть интеграции системы и всех входящих в нее подсистем. Если для формального описания замкнутой системы требуется задание n компонент вектора состояния ( n — размерность соответствующего ГП), то для описания динамики смешано-запутанных состояний в подсистемах требуется матрица плотности n х n , содержащая n2 элементов пространства Лиувилля. Таким образом, метасистема включает все возможные объекты, ей отвечает наивысший из возможных уровень сознания, включающий все тела и действующий на все тела. Этот уровень можно назвать уровнем Знающего Все и присутствующего во всем.

На наш взгляд, Парабрахман и Брахман отражают разные аспекты проявления одного и того же и разные способы его описания: Брахману можно сопоставить описание Вселенной как замкнутой системы посредством вектора состояния, Парабрахману — описание динамики смешано-запутанных состояний в подсистемах посредством матрицы плотности.

Действующими составляющими плана Брахмана, согласно ведической традиции, являются непроявленный высочайший Дух Пуруша и вечная материя — пракрити.

Чтобы лучше понять, что они собой представляют, обратимся к языку КМ.

Известно, что любая матрица плотности может быть разложена [11] на две составляющие. Одна из них отвечает максимально смешанному состоянию, то есть характеризует набор состояний, который система может реализовать. Вторая составляющая матрицы плотности является динамической, посредством этой части система реализует доступные ей состояния. Первая, неизменная часть представляет «идею» всех доступных системе состояний и форм, вторая «отвечает» за их реализацию и уничтожение в ходе происходящих взаимодействий.

С некоторыми оговорками на многозначность терминов, первую часть можно соотнести с вечным и неизменным Пурушей, вторую — с пракрити, орудием Духа в материальном мире, его действующим началом. Над этими составляющими матрицы плотности стоит она сама, как Парабрахман. Не следует думать о взаимодействии Пуруши и пракрити как о чем-то, напоминающем взаимодействие частиц, — скорее, это удобное представление двух факторов, действующих в общем пространстве состояний.

Другое возможное название для этих факторов, которым мы иногда будем пользоваться: 1-й Логос — для матрицы плотности целиком, 2-й Логос — для ее динамической части и 3-й Логос — для статической.

Аналогичное разложение матрицы плотности на две части в дальнейшем мы будем использовать и для описания всех нижележащих планов. Буддхи, высший и низший астрал могут быть поняты как набор доступных на соответствующем плане состояний, а Разум Земли, Высший и низший ментал как средства реализации этих состояний.

Отметим также, что «содержание» Пуруши аналогично «содержанию» Атмана — и там, и там мы имеем дело со всеми доступными Миру состояниями, при этом Атман вторичен, он возникает как локализованная копия всех возможных состояний Мира, вкладываемая в состояния материального мира при его рождении.

Над планом Брахмана (или Парабрахмана, различие в названии в данном случае не играет роли) стоит лишь Абсолют — непознаваемый источник, дающий импульс к развитию и все необходимые средства. Для эволюции любой системы необходимо не только существование набора состояний, но и взаимодействие между ними, для описания эволюции системы необходимо также знание гамильтониана [12] взаимодействия. По всей видимости, именно Абсолютом определяются все существующие во Вселенной типы взаимодействия.

В то же время, по ряду свидетельств, Абсолют — это Путь, по которому уходят те, кто достиг Совершенства в мире известных нам форм. Они уходят навсегда, в недосягаемое Совершенство...

Далее мы предпримем попытку понять логику процесса мирового Проявления и описать возникновение планов реальности на языке КМ.

 

 

— Почему проявленных планов так мало, только четыре (физический, низший и высший ментал, Буддхи), ведь число составляющих Вселенную частиц неизмеримо больше, и число возможных комбинаций, по которым может вестись усреднение, также гораздо больше?

— Планов реальности, как пространств событий, много больше, — ведь у каждого плана существует набор подпланов. Однако важно отметить следующее: планы существования образуются в результате процессов, имеющих определенную иерархию, а не посредством хаотических взаимодействий. Они потому и называются планами, что создаются коллективно, посредством закономерной цепочки структур. О них мы будем говорить далее.

Каждый план реальности, включая тонкие миры, образуется и поддерживается коллективно, то есть всеми участниками, способными к взаимодействию и обмену информацией между собой. Это взаимодействие должно быть значительно сильнее, чем с объектами других планов. Поэтому план образуют структуры с близким уровнем квантовой запутанности, — без этого условия перекрытия энергетических интервалов не будет, и «горизонтальное» взаимодействие участников окажется невозможным. Соответственно, стабильных декогерированных структур, то есть объективной реальности данного уровня, не возникнет.

— Всегда ли эти планы реальности существовали?

— Нет, приведенная схема характеризует мир в настоящий момент времени. Дело в том, что любая квазизамкнутая система, согласно КМ [13], будет с некоторым периодом осциллировать между смешанным и чисто запутанным состоянием. Это означает, что все планы проявленной реальности будут периодически появляться и исчезать. Существующим всегда остается лишь ЧЗСУ, Брахман. И стоящий над ним Абсолют.

О периоде этих осцилляций для Вселенной мы пока можем судить только по информации из древних источников. В Вишну-пуране и множестве других ведических текстов полный период развития Вселенной именуется веком Брахмы, один день века Брахмы называется кальпой, он равен 4,32 миллиарда лет [14]. В конце каждого дня Брахмы происходит растворение астрального и физического (но не Высшего манаса) миров, в начале следующего они рождаются вновь. В конце века Брахмы (100 лет по 360 дней), согласно Вишну-пуране, растворяются все материальные пласты, остается лишь Брахман.

— Михаил, кто же, на ваш взгляд, является посредником, помогающим человеку на его пути, особенно в моменты, когда он пытается решить задачи, для которых ум не находит ответа?

— Прежде всего, хочу сказать, что широко распространенный в материалистической науке взгляд, согласно которому лишь человек и высшие животные обладают свойствами субъекта, — величайшее заблуждение. Мы живем в одухотворенном мире!

Нам помогают наши Предки — то есть те, кто прошел дорогу раньше нас. Сейчас у большинства из них нет физического тела и возможности передавать классическую информацию — но они могут делиться с нами знаниями посредством передачи тех или иных состояний. Это могут быть наши предки в обычном людском смысле — но не только они. Кому-то начинают помогать те, которых мы называем Богами, однако это тоже наши предки, только очень далекие. Надо понимать, что мы не рабы божьи и не твари божьи — мы сыны и дочери Божьи. У нас есть выбор — мы можем быть за себя и сосредоточиться на всевозможных способах своего удовлетворения, сделав это самоцелью и забыв о главном, зачем мы здесь. Но мы можем и быть вместе с предками в стремлении сделать мир краше, развиваясь при этом сами. В первом случае нам никто помогать не будет, — зачем это делать, если человек занят исключительно собой? Во втором случае помощь рано или поздно придет, в зависимости от степени напряженности усилий, их чистоты, и степени актуальной проявленности в человеке лучших качеств, которые развивает его Род, которые заложены в его генах. Кстати сказать, корень gen в латинском и многих других индоевропейских языках означает род, клан, племя, исток. Я не случайно обращаю внимание на истоки слов – в древности люди отмечали какую-либо природную силу, а явления, в которых видели проявление этой силы, называли с использованием соответствующего этой силе корня. То есть, любой древний язык предстаёт перед нами не только как средство коммуникации, но и как средство познания мира.

— Возможен ли контакт с опередившими нас в развитии существами с помощью существующих технических средств?

— Эволюционное развитие человека предполагает освоение других пластов реальности, на которых имеет место квантовая нелокальность, то есть обычные пространственно-временные ограничения теряют свое значение. Там нас и ждет Контакт! Мне представляется вполне очевидным, что некоторое количество людей в прошлом и настоящем этого уровня достигли. Минимальный уровень, с которого Контакт возможен, назывался индуистами Высшим манасом, а в русских волшебных сказках — серебряным царством. Ниже этого уровня жизнь представляется как нескончаемое движение в мире следствий от одной надежды к другой надежде, от одного увлечения к другому увлечению, от описания одного феномена к описанию другого феномена, источник же всего этого многообразия остается вне поля восприятия.

Человек может получить достаточно верное представление о себе и мире, лишь поднявшись над этой плоскостью мира феноменов. Он должен шагнуть туда, где Знания оказываются лежащими внутри него самого, — это и является его основной задачей.

А попытки человечества достичь Контакта техническими средствами или путем развития экстрасенсорных способностей говорят лишь о его незрелости.

Как соотносятся тонкие тела человека и внутреннее пространство сознания, о котором недавно шла речь?

— Очень просто, внутреннее пространство сознания — это освоенная территория тонких тел. Освоенной её можно считать тогда, когда мы не просто пользуемся своими возможностями, например, думаем или проявляем те или иные экстрасенсорные способности. Она освоена тогда, когда мы ясно осознаём внутреннее усилие (волю), приводящее к достижению того или иного результата, и у нас перед внутренним взором появляется "дом", называемый в разных традициях по разному - магический кристалл, замок Грааля, избушка на курьих ножках бабы Яги... Этот "дом" даёт как необходимую защиту в неблагоприятной внешней среде, так и выполняет функцию резонаторного контура, посредством которого производится связь с другими измерениями бытия.

 


[1]Цин-юань Син-сы (640–740) — выдающийся мастер, ученик шестого Патриарха Чань (в японской транскрипции — Дзэн) буддизма Хуэй-нэня. Цит. по: Абаев Н. В. Чань буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.

[2] При использовании любых шоковых методов вне традиции и контакта с мастером «великое пробуждение» может и не наступить — человек остается в состоянии, близком к шизофрении. Он не сумеет отличить трансляции с высоких уровней от трансляций с низких и не сможет управлять их потоком. Кроме того, как мы покажем позже, «великое пробуждение» может наступить лишь в случае наличия у индивида достаточного жизненного опыта.

[3] Например, барабан для любителя маршей означает совсем не то же самое, что для человека, сосед которого с утра до вечера гремит на этом инструменте. Человек в этом примере взаимодействует не с барабаном как таковым, а со своей памятью об этом инструменте.

[4] Эффект Кирлиан заключается в свечении различных газов под воздействием высокочастотного электромагнитного поля, которое может наблюдаться на значительном расстоянии от исследуемого объекта и нести информацию о его состоянии, в том числе о состоянии эфирной оболочки.

[5] Частное сообщение от С.

[6]Caus a — причина. ( Лат .)

[7] Плотин (204–270) — древнегреческий философ, основатель неоплатонизма. Учение Плотина дошло до нас в изложении его ученика Порфирия.

[8] О таких сроках говорят как свидетельства мистиков, так и аппаратурные наблюдения, например, с использованием эффекта Кирлиан. Если отрезать часть листа растения, то кирлиановская фотография некоторое время может отображать целый лист.

[9] В своем неопределенном аспекте, т. н. ниргуна-Брахман. В некоторых традициях этот уровень сознания считается наивысшим, и, чтобы отличить уровень Единого Безличного Неопределенного Брахмана от всевозможных аспектов его проявлений, в этих традициях он именуется планом Парабрахмана.

[10] Этот (то есть вложенный в нас) аспект Атмана иногда именуется в ведических текстах Параматмой, или Сверхдушой. Согласно ряду ветвей ведической традиции, Параматма является одной из первичных эпостасей бога Вишну, которая входит в сердце каждого сотворенного существа и каждый атом. Благодаря Параматме любая подсистема оказывается качественно неотличной от Единого.

[11] Braunstein S. L. et al. Phys. Rev. Lett. 83. 1054 (1999); С. И. Доронин: http://physmag.hut1.ru/forum/topic.php?forum=8&topic=7 .

[12]Гамильтониан в КМ — оператор, определяющий изменение во времени квантовой системы.

[13] Результат, показывающий осцилляции между смешанным и чисто запутанным состоянием для системы взаимодействующих спинов был впервые получен С. И. Дорониным, см.: Doronin S . I . Multiple quantum spin dynamics of entanglement // Phys . Rev . A 68, 052306 (2003).

[14] Даже если допустить точность знания древних мистиков, к приведенным цифрам следует относиться осторожно — хотя бы потому, что астрономический год — период обращения Земли вокруг Солнца — за подобные интервалы времени может значительно измениться. Или цифры могли относиться к предыдущему дню Брахмы.

 

 

*****

Подробное описание этапов развития внутреннего пространства сознания см. в статью Михаила Заречного "Наука, традиция, Ягра о возможностях и методах развития человека". Практическим основам обретения этих качеств посвящена статья "Сокровища внутри нас, и как их обрести. Общие принципы самореализации и развития".

 

*****

 

*****

В следующей главе пойдёт речь пойдёт о происхождение различных планов бытия и этапах процесса восприятия.

 

____________________

 

Вернуться на страничку "Квантовая картина мира, структура реальности, путь человека"

 

 

 

предыдущая оглавление следующая

 

 

 
Rambler's Top100