Михаил Заречный

Невидимая глубина Вселенной

структура реальности и путь человека

Глава 9.

Происхождение планов бытия и этапы процесса восприятия.

 

 

 

Искал я Бога на небе и на земле, в церкви и книгах. А нашел я Бога в себе.

Августин Блаженный

 

 

Давайте вспомним, как мы просыпаемся после глубокого сна. Вначале нет ничего, затем появляются осознанность и ощущения «Я», затем — объекты мира вокруг, чуть далее — желания, затем — действия в физическом мире. В этот момент мы за долю секунды проходим весь путь от Атмы до обычного наблюдателя и практически повторяем внутри себя рождение всех планов Вселенной, о которых только что говорили. Процесс восприятия состоит из множества этапов, — в буддистской Абхидхамме, например, описано 17 основных стадий восприятия любого объекта. Обычным человеком они не осознаются.

По утверждению ведических источников, то, что воспримет атма, готовится на буддхическом плане, куда, в конечном счете, и поступает информация от органов чувств, проходя последовательно через физическое, эфирное, астральное и ментальное тела. На этом же плане возникает ощущение «Я» как субъекта восприятия.

Восприятие мира формируется на уровне, на котором субъект осознан, — для большинства людей это уровень нижнего манаса, для животных — астрала, для растений — эфирный подплан физического уровня. Те уровни, на которых мы не осознаны, проскакивают незамеченными по определению — как можно заметить то, что ты различить не можешь? Сформированное таким образом восприятие отражается в Буддхи, создавая наблюдаемый тем или иным существом образ мира. Перед человеком возникает мир объектов, привязки к ним вызывают желания, мы вспоминаем о делах, что нужно вставать и т. д. Если мы осознаны лишь на уровне нижнего манаса, в еще не действующем Буддхи отражается именно он, при этом осознанность подменяется умозрительным суждением, вместо целого мы наблюдаем набор объектов, и мир предстает нам в своем обычном виде. К слову будет сказать, что рассудок (нижний манас) ничего не познает, он является хранилищем следов познания, осуществленных в соответствии с теми или иными своими привязками, присвоившим себе качества субъекта, то есть их обладателя. Обычное человеческое сознание, по сути, и есть эта иллюзия обладания! Эта иллюзия поступает в Буддхи, а поскольку там мы не осознаны, она и определяет наше восприятие.

Не только в момент пробуждения, но и в любой другой восприятие человека проходит весь путь от атмического уровня до уровня, на котором он осознан.

Вдумайтесь в эти слова: они означают, что внутри нас каждое мгновение рождается Вселенная, проходя весь путь от нелокального состояния до того вида, в каком мы ее видим. Все, что появляется и исчезает перед нашими глазами и мысленным взором, является внешним по отношению к нему, еще не проснувшемуся наиболее глубокому нашему «Я». Именно поэтому говорят, что в нас уже есть изначальное Просветление. Мы не можем его достичь в том числе и потому, что цепляемся за познанное, за память, за значимое для нас и упускаем само осознание. Мы направляем внимание вовне, в мир, который кажется нам внешним, объективно существующим и потому важным, и упускаем самих себя, упускаем существование внутреннего пространства.

Сейчас мы постараемся понять основные этапы процесса восприятия , по сути творения (или, как скажет квантовый физик, измерения) видимой нами реальности.

Итак, на первом шаге возникает ощущение «Я» как субъекта восприятия. Как можно понять причину возникновения этого «Я»?

Прежде обсуждения этого вопроса, необходимо сделать важную оговорку [1] . Объективная наука, физика в том числе, не может описать субъективные аспекты происходящего, она имеет дело только с объективными характеристиками тех или иных структур. Например, она может установить, что состоянию душевного комфорта отвечает определенный уровень тех или иных гормонов, однако описать, как оно переживается, объективная наука не может. Также она может описать интер-объективные аспекты происходящего, то есть влияние на пространство событий данной системы, надсистемы и входящих в нее подсистем, - этим занимается, в частности, синергетика. Однако объективная наука не в состоянии описать субъективные ощущения участников процесса и интер-субъективные отношения между ними; для описания последних более подходят категории морали и культурной среды. Такие базовые понятия, как Любовь, Достоинство, Человечность, вообще не могут быть выражены посредством чисел и прочих математических структур. Тем не менее, объективная наука способна найти и описать структуры, обеспечивающие то или иное субъективное восприятие.

П остараемся описать структуры, отвечающие базовым системам восприятия различных пластов реальности . Вспомним главу 7 — в ней мы выяснили, что на первом этапе декогеренции квантового источника реальности рождаются структуры, возникающие в результате усреднения (операции взятия частичного следа) по какой-то одной, теперь уже внешней для рассматриваемой подсистемы частицы, или степени свободы. Если система характеризуется набором состояний (a1, a2... ak–1, ak, ak+1 ...an) [2] , то на первом этапе декогеренции образуются структуры (a1, a2... ak–1, ak +1 ...an)ak, где вне скобок указана частица (в общем случае – набор степеней свободы подсистемы ak), по которой ведется редукция (усреднение). Редукция, в принципе, может произойти по любой из степеней свободы, нетрудно догадаться, что максимально возможное количество подобных структур равно n , то есть полному числу степеней свободы системы в целом. Напомним, что рассматриваемый уровень (Буддхи) связан с уровнем Брахмана (a1, a2... ak... an) посредством взаимодействия с частицей ak, которая становится внешней по отношению к рассматриваемой подсистеме.

Набор состояний внутри скобок (a1, a2... ak–1, ak+1 ...an) можно сопоставить некоторому субъекту восприятия , «чувствующему» наличие чего-то внешнего по отношению к нему, в состоянии которого отражается результаты взваимодействия с окружением внешней по отношению к нему частицы или подсистемы ak. Для него возникает «Я есть», поскольку есть и что-то вне него. Именно здесь появляется основа сознания — отражение, когда в результате взаимодействия происходят изменения состояний участников процесса и происходит запись информации о состоянии одной подсистемы в другую.

Поскольку внешняя частица может взаимодействовать со всеми другими частицами этого уровня ai , ( i ? k ), ее можно сопоставить органу восприятия окружающей реальности , или телу атмы на данном уровне. Это восприятие поначалу [3] еще очень несовершенно, субъект может чувствовать лишь изменения состояния внешней частицы, не имея никакого понятия о том, чем они вызваны.

Согласно нашей гипотезе, набор образующих базовые структуры восприятия состояний типа (a1, a2... ak – 1, ak + 1 ...an)ak и образует буддхический план, на котором окружение воспринимается субъектом как мир меняющихся состояний . Каждая воспринимающая структура являет собой подобие зеркала, в которой отражается окружающий мир. Буддхический план, таким образом, представляет собой набор огромного числа отражающих друг друга зеркал.

В китайском буддизме школы Хуаянь имеется захватывающий образ драгоценной сети бога Индры, прекрасно иллюстрирующий это положение. Сеть Индры сплетена из драгоценных камней, каждый из которых отражает все остальные камни и, в свою очередь, сам отражается во всех камнях. Объясняя последователям одно из теоретических положений - «всё в одном и одно во всём», то есть в каждом элементе содержится весь мир, и этот элемент находится в каждом другом элементе, последователи этой школы окружали статую Будды зеркалами таким образом, что она начинала до бесконечности отражаться в этих зеркалах.

Подобные структуры, в которых свойства одной или нескольких систем оказываются «вложенными» друг в друга, называются фрактальными . Они обладают свойством самоподобия, любой участок такой структуры оказывается подобен другому участку, вне зависимости от масштаба рассмотрения. Каждое состояние оказывается содержащим информацию обо всех других состояниях системы. Теперь, надеюсь, вам становятся более понятны приведённые ранее слова Плотина об этом Небе: «Там каждый видит себя в других. Все прозрачно. Ничего непроницаемого, мутного нет, и свет встречается со светом. Все — повсюду и все во всем. Каждая вещь — это все вещи. Солнце — это все звезды, а каждая звезда в отдельности заключает все звезды и солнце».

Состояния типа (a1, a2... ak – 1, ak + 1 ...an)ak можно назвать неделимыми «атомами» буддхического плана. Взаимодействуя между собой, они образуют сколь угодно сложные тела, — подобно тому, как в физическом мире атомы химических элементов образуют видимые для нас объекты.

Со всей очевидностью, Атман в нашем рассмотрении оказывается тождественным Брахману, различие между ними состоит только в том, что Атман образуется, как только на уровне Брахмана (ЧЗСУ) «включается» взаимодействие между частицами, приводящее к образованию подсистем. Иными словами, Целое (Брахман), породившее ту или иную конкретную подсистему и находящееся в связи с ней, получает название Атман . Буддхи, таким образом, становится «материальным» носителем атмы и полем ее проявления.

Итак, рождение атмы и ее самоосознание требует возникновения Буддхи. Реализация Буддхи невозможна без получения опыта различения состояний окружения, которое состоит из атомов и более сложных тел буддхического плана. В качестве примера представим набор состояний системы в виде четырех цветов — красного (к) , желтого (ж) , зеленого (з) и синего (с) . В этом случае на уровне Брахмана мы имеем чисто-квантовое состояние (кжзс) , а на уровне Буддхи возникнут четыре состояния:

 

(жзс)к, (кзс)ж, (кжс)з, (кжз)с,

 

представляющие собой не что иное, как базовые структуры восприятия этого уровня. Им соответствуют четыре «субъекта» восприятия (жзс), (кзс), (кжс) и (кжз) , каждый из которых обладает собственным органом восприятия – частицей к , ж, з, или с соответственно.

Поставим вопрос: каким образом субъекты восприятия могут узнать, с каким именно соседом по плану идет взаимодействие — красным, желтым, зеленым или синим? Различения этих состояний можно достичь, лишь «поняв» систему корреляций состояний взаимодействующих частиц между собой. Это требует возникновения плана Высшего манаса, атомы которого образуют две внешние по отношению к субъекту восприятия частицы, одна из которых является средством восприятия, то есть органом чувств, а вторая – воспринимаемым объектом. В нашем примере план Высшего манаса будет состоять из 6 атомов - (кж)зс, (кз)жс, (кс)жз, (жз)кс, (жс)кз, (зс)кж.

Итак, Высший манас – план, который связывает внутреннее и внешнее, а каждое состояние этого уровня можно представить как результат взаимодействия воспринимающей системы с каким-либо состоянием. Очевидно, что любое из внешних состояний может быть измерено всеми возможными способами, например «синее» состояние может быть определено с использованием структур

 

(кж)з-с, (кз)ж-с, (жз)к-с,

 

где первая частица вне скобок отвечает «органу восприятия», а вторая - «синяя» - является воспринимаемым объектом. Таким образом, на плане Высшего манаса мы имеем потенциальную возможность видеть воспринимаемый объект «со всех сторон» одновременно, в точном соответствии с опытом мистиков.

Нетрудно видеть, что образующийся в результате измерений набор состояний образует мир идей , поскольку идеи есть ни что иное, как воспринятые, или измеренные, состояния.

Отметим, что идеи на этом уровне можно воспринимать, но изменить их нельзя. Состояния неделимы, и поэтому не могут быть трансформированы. Например, если возникла идея построить дом, - что в ней можно изменить? Если что-то изменить, это уже будет другая идея. Понять идеи тоже нельзя, ведь понять – значит сравнить их с чем-то известным, а тут сравнивать не с чем. Каждая идея на этом уровне реальности существует сама по себе, и любая из них самоочевидна: это так, потому, что это так.

На уровне Высшего манаса состояния становятся внешними по отношению к субъекту восприятия и теперь выглядят для него как что-то, расположенное вне него самого, то есть как мир объектов. Там, где появляются независимые от наблюдателя объекты, неизбежно возникает пространство-время. Таким образом, мы приходим к хорошо известному эзотерике выводу, что пространство-время начинает свое существование на Высшем манасе.

Если субъект на плане Высшего манаса научится распознавать состояния своего уровня и передаст полученную информацию выше, этого будет достаточно, чтобы иметь возможность распознавать все состояния пространства Буддхи. Например, чтобы «красному» субъекту плана Буддхи (жзс)к научиться отличать своего зеленого соседа по уровню от желтого, ему необходимо спуститься на высший ментальный план и научиться различать на нем состояния (жс)к-з и (зс)к-ж .

Таким образом, на каждом из уровней образуется набор состояний, реализация возможности различения и выбора которых требует спуска на более низколежащий план — и так вплоть до физического, где состояния различаются как независимые от наблюдателя объекты, имеющие те или иные характеристики — форму, цвет, вес и т. д.

В свою очередь, освоение мира идей Высшего манаса требует изучения корреляций между ними, для чего необходим мир нижнего манаса , где в качестве окружения субъекта этого уровня выступают возможные комбинации из трёх взаимодействующих между собой частиц. Любая из них может служить «органом восприятия», а две другие предстанут как взаимодействующие друг с другом идеи. В результате возникают идеи об идеях, оценка идей: к одним из них возникает притяжение, к другим — отталкивание, третьи оказываются безразличны. Идеи обретают пластичную форму, которая может меняться в зависимости от того, с каким состоянием она взаимодействует. Например, идея построить дом на этом плане приобретает конкретную форму, которая может менятся в зависимости от того, где у вас участок, какая семья, сколько имеется средств, и т.д. Так возникает мир конкретного мышления нижнего манаса , тесно связанный с эмоциями и чувствами.

Наконец, освоение мира конкретного мышления нижнего манаса требует наличия физического мира, позволяющего различить состояния рассудка и научиться использовать их. Например, понять, в какой форме идеи могут быть реализованы, а в какой нет, и какие действия необходимо предпринимать для реализации конкретных замыслов.

Согласно нашей модели, в этом случае внешними по отношению к субъекту оказываются уже 4 частицы (или подсистемы), одна из которых может служить органом восприятия. Три другие частицы составят воспринимаемый объект физического мира, из совокупности которых могут образовываться сколь угодно сложные тела. Состояния физического мира, как правило, полностью декогерированы и не зависят от наблюдателя, именно здесь возникает возможность получения объективного знания и объективного опыта. Иначе говоря, для различения состояний физического мира достаточно измерений, определяющих форму, вес, цвет и расположение объекта. Мы показываем ребёнку на облако и говорим — смотри, облако!

Итак, мы видим, что развитие на каждом плане существования должно идти как минимум в двух направлениях субъект восприятия должен накапливать опыт различения внешних для него состояний, а «органы восприятия» — обучаться управляемому взаимодействию с окружением. Человек же должен учиться не просто управляемому взаимодействию с окружением, а взаимодействию в Ладу – то есть такому, которое идёт на пользу всем участникам процесса.

Накопленный опыт, а также имеющийся набор органов восприятия и определяет качество той «оптики», посредством которой тот или иной субъект воспринимает мир.

Отметим еще один момент, необходимый для общего понимания вопроса: на физическом уровне состоящие из атомов соответствующего уровня тела атм могут быть локальны, в то время как субъект восприятия может оставаться в нелокальном состоянии.

Некоторые из вас, вероятно, слышали известный дзэнский коан, который можно перефразировать так: «Имеет ли камень природу Будды?»

Ученик, пытаясь найти аргументы «за» и «против», рано или поздно заходил в тупик, и если он не оставлял усилий, в какой-то момент у него могло случиться прямое экзистенциальное постижение этого вопроса — и рождался ответ.

Мы с вами теперь можем дать формально правильный ответ, однако вне собственного переживания он представляет только схему, модель, лишь указывающую на возможность получения подлинного Знания. Подобный формальный ответ прост: все, что существует, обладает собственным бытием и сознанием внутри Сознания. В камне уже находится весь мир, он не имеет природы Будды, он есть природа Будды. Однако в пределах его сознания находится только его жизнь, а за пределами — чувства, ум, свидетельствующее «Я» и Высшее Бытие.

Итак, мы получили, что у человека имеется пять основных субъектов восприятия , расположенных соответственно на физическом уровне реальности, уровнях нижнего и Высшего манаса, буддхическом и атмическом. Деятельность любого из них в отдельности легче всего заметить и изучить во время сна, поскольку каждый из них дает в снах хорошо различимую компоненту. Сны, возникающие от субъекта физического плана, очень бессвязны, — наше сознание скачет по текущим ощущениям, в соответствии с которыми возникают те или иные образы, между собой никак не связанные. Нижний манас дает яркие и живые сюжетные сны, Высший манас — символические сны, вещие сны и сны-состояния, типа тех, о которых шла речь в главе 8. Буддхический план дает сны ясного света, когда ты находишься в переливающихся состояниях неотделимой от тебя музыки света и звука, невыразимом блаженстве и любви, ты и есть эта музыка, этот свет, эта любовь. В этом свете отражается всё, что есть, включая самого тебя. Атмический план принципиально неописуем.

На уровне Высшего манаса могут также произойти видения, которые, вообще говоря, снами не являются, — человек может увидеть картины сотворения мира, жизни на одном из высших планов, или встретиться с невероятно продвинутым существом, один взгляд которого может дать столько, сколько не каждый получает за 10 лет жизни. Подобные видения субъективно необычайно убедительны, они очень облагораживают человека и во многом определяют его дальнейший земной путь.

Подведем промежуточные итоги. Предложенная модель позволила описать возникновение планов реальности и понять основные закономерности восприятия на каждом из рассмотренных уровней. Мы показали, что на каждом из четырех рассмотренных нами уровней реальности имеются свой субъект восприятия и органы (средства) восприятия. На каждом из уровней образуется свое пространство событий и свой набор состояний, реализация возможности различения которых требует спуска на более низколежащий план. Каждый из планов реальности образуется и поддерживается коллективно всеми участниками вселенской эволюции.

 

Можно ли сказать, какова размерность пространства-времени на ментальном и астральном планах? Мне не раз доводилось слышать, что размерность пространства-времени в этих мирах может быть отлична от привычного нам 3 + 1.

— Да. Можно утверждать, что пространство всюду трехмерно, а время одномерно. У неопытного сновидца или видящего может возникнуть иллюзия, что число измерений в каких-то мирах больше, поскольку на астральном плане он может в буквальном смысле проходить сквозь стены, а на Высшем манасе расстояния не играют практически никакой роли. Эти явления объясняются высокой степенью квантовой запутанности этих планов, в силу этого роль наблюдателя в создании и изменении окружающей реальности становится доминирующей.

Помимо этого, теоретическое рассмотрение показывает, что при числе пространственных измерений выше трех невозможны образование стабильных структур и передача информации посредством волновых процессов. Это делает невозможным получение и накопление опыта, следовательно, существование подобных миров никому не нужно.

Михаил, как вы считаете, возможны ли миры, расположенные ниже физического, то есть миры, возникшие в результате дальнейшей декогеренции физического мира?

— Не могу сказать. На мой взгляд, они не нужны для эволюции, по крайней мере, для той ее ветки, в которой мы участвуем. Владение этими мирами означает возможность любых «волшебных» манипуляций с миром физическим, типа синтеза «из ничего» каких-либо объектов и т. д. Не советую даже стремиться овладеть подобным, — стремление манипулировать материей так или иначе заведет вас в адские миры. Вполне возможно, овладение нижними мирами может произойти как побочный эффект освоения атмического уровня. Общее правило таково: чем выше ты поднялся в надсознание, тем глубже можешь опуститься в подсознание без боязни быть захваченным каким-либо отождествлением.

Более низкие миры, или инфра-миры, существуют для каждого из нас, но в другом смысле. Это миры подавленных переживаний и мыслей, которые были отброшены эго в подсознание как неприемлемые для образа себя. Эти миры в русских волшебных сказках именуются Кощеевым царством.

 


[1] Идея подобной классификации средств описания принадлежит Кену Уилберу .

[2] Состояние подсистем характеризуется также корреляциями между всеми этими состояниями, в силу этого оно описывается не вектором состояния, а некоторой таблицей, называемой матрицей плотности. Для упрощения записи мы будем пользоваться векторной формой записи с одним индексом, характеризующим номер состояния, подразумевая при этом наличие второго индекса, характеризующего корреляции между состояниями.

[3] Здесь мы говорим о начале мирового проявления, в ходе дальнейшей эволюции тело восприятия каждого из планов может содержать любое количество «атомов» соответствующего уровня. Для этого атмы пользуются телами других атм, — ничего, кроме атм, находящихся на разных ступенях эволюции и имеющих различные тела для получения опыта, в окружающем нас мире нет.

 

 

 

*****

 

В следующей главе пойдёт речь пойдёт о б устройстве мира и принципах эволюции Вселенной в целом.

 

____________________

 

Вернуться на страничку "Квантовая картина мира, структура реальности, путь человека"

 

 

О сокровищах внутри нас, практических способах их обретения и системах восприятия читайте также статью "Сокровища внутри нас, и как их обрести. Общие принципы самореализации и развития".

 

предыдущая оглавление следующая

 

 

 
Rambler's Top100